Внедряется ли зеленая экономика в КР: результаты исследования

В АУЦА были презентованы результаты национального исследования  «Оценка потребностей в обучении по зеленой экономике среди  государственных служащих и высших учебных заведений Кыргызской Республики».  

Исследование проводилось в конце 2017 – начале 2018 г. двумя исследовательскими центрами АУЦА – Центром изучения окружающей среды и развития (ЦОР) и Тянь-Шанским аналитическим центром (ТАЦ).

Национальное исследование было инициировано Министерством экономики КР и поддержано ЮНИТАР (UNITAR – Учебный и научно-исследовательский институт ООН).

Выводы и рекомендации, сделанные исследователями, лягут в основу национальной стратегии по переходу экономики КР на рельсы зеленой экономики, которую сейчас разрабатывает Минэконом страны.

Рабочая группа исследователей из АУЦА и представителей госорганов на протяжении нескольких месяцев изучала институциональные возможности и потребности в обучении «зеленой экономике» среди образовательных учреждений (вузов) и государственных органов КР.

Целью исследования было определить имеющиеся на сегодня приоритеты и пробелы в обучении зеленой экономике студентов и госслужащих, проводится ли вообще такое обучение в кыргызстанских вузах и госорганах.

Для этого были отобраны приоритетные для Кыргызстана отрасли зеленой экономики – сельское хозяйство, энергетика, частный банковский сектор и высшие учебные заведения, которые и подверглись изучению и анализу.

Также исследователями были проанализированы 18 стратегических документов правительства КР(национальных стратегий и отраслевых программ развития) на предмет внедрения принципов зеленой экономики в экономику и образовательную систему страны.

Анализ показал, что, несмотря на упор национальных стратегических программ на устойчивое развитие и зеленую экономику (НСУР на 2013-2017 гг.; ППУР на 2013-2017 гг.; программа правительства «Жаны доорго – кырк кадам» на 2018-2023 гг.), другие общие макроэкономические национальные программы развития «практически не содержат мероприятий в области зеленой экономики и соответственно мало раскрывают потребности в обучении в этой сфере». В документах в основном ведется речь об экологической безопасности и в целом о «бережном отношении к природным ресурсам страны».

Исключение составляет лишь энергетика. В Стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года указываются конкретные шаги в сторону зеленой экономики: 1) внедрение передовых энергосберегающих технологий; 2) широкое использование ВИЭ, в первую очередь в курортных зонах и заповедниках; 3) совершенствование технологических процессов и оборудования на действующих энергетических предприятиях, предприятиях нефтегазовой, угольной промышленности с целью сокращения загрязнений и т.д.

В сельском хозяйстве, согласно КРОСХ 2017-2022, в числе приоритетов – повышение эффективности рационального использования водных и земельных ресурсов (1), а также  разработка правил стандартизации производства и переработки органической сельхозпродукции (2); подготовка внутренних инспекторов органического сельского хозяйства и создание внутренней сертификационной структуры (3); обучение фермеров с упором на ресурсосбережение и органическое сельхозпроизводство (4).

Зеленое финансирование в банковском секторе находится в зачаточном состоянии.

Исследование показало, что практически во всех столичных вузах, а также в ряде региональных вузов читаются дисциплины, имеющие прямое отношение к зеленой экономике. При этом, несмотря на государственные стратегические программы, количество грантовых мест на факультетах, где готовят «зеленых» специалистов, сокращается. Одна из причин такого несоответствия – в отсутствии спроса, заинтересованности как со стороны госструктур, так и со стороны частного бизнеса, производства.

Что же касается обучения собственно госслужащих в КР, то тренингов, затрагивающих сферы зеленой экономики, для них проводится очень мало – от 0,1% до 3,6% от общего числа тренингов за 2014-2017 гг. (и то это по линии доноров, т.е. поддерживаемых финансово и технически международными организациями).

Так, 3,6% «зеленых» тем для госслужащих посвящены пищевой промышленности (производство органической продукции) и мелиорации; 2,1% тем – окружающей среде, безопасности, экологии; 0,9% – вопросам, связанным с изменениями климата; 0,6% – энергетике, недропользованию и горнодобывающей промышленности; 0,1% – лесному хозяйству.

Такими данными поделилась Госкадровая служба КР.

Таким образом, главными рекомендациями команды исследователей стало:

  • улучшить сотрудничество между вузами и отраслевыми ведомствами для соответствия программ обучения (и студентов, и госслужащих) приоритетам правительства;
  • проводить прикладные исследования с участием госорганов, аналитических центров и международных организаций;
  • обучить преподавателей вузов и тренеров современным тенденциям в области зеленой экономики (тренинги для тренеров);
  • наращивать уровень знаний и навыков госслужащих по развитию и внедрению мер политики по зеленой экономике через конкретные действия и мероприятия.

Более детальные, специализированные рекомендации будут предоставлены профильным ведомствам. После доработки исследования, с учетом услышанных на презентации мнений, исследование ЦОР и ТАЦ АУЦА появится в открытом доступе на сайте.

 

Справка

В 2016 г. Кыргызская Республика присоединилась к Глобальному партнерству за действия по зеленой экономике (PAGE). Была создана межведомственная рабочая группа, разрабатывающая национальную стратегию по переходу экономики страны на рельсы зеленой экономики.

В конце 2017 г. – начале 2018 г. по инициативе Министерства экономики КР и при поддержке ЮНИТАР  ЦОР и ТАЦ АУЦА провели исследование по оценке потребностей в обучении по зеленой экономике среди государственных служащих и вузов республики.

Выводы и рекомендации, сделанные исследователями, лягут в основу национальной стратегии по переходу экономики КР на рельсы зеленой экономики, которую сейчас разрабатывает Министерство экономики республики.

Post comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© 2017 TLN Company